Профессиональная фотосъемка, секреты и хитрости

Свадебный фотограф Андрей Колосов «Мастер-Фильм»
Каждый, кто занимается профессиональной фотосъемкой, знает два радикально отличающихся друг от друга подхода для съемки каких-либо событий: постановочный и репортажный. Как и на любом событии, на свадьбе эти виды съемки главенствуют. Фотограф или создает сцену самостоятельно или, стараясь не пропустить ничего, превращается в незаметного свидетеля всех мало-мальски значимых событий этого дня.

Каждый из этих подходов имеет множество сторонников и противников, однако лучше всего понимать, что они дополняют друг друга. На свадебной фотосъемке репортаж может занимать порядка трех четвертей времени, а постановочная съемка – оставшуюся четверть. Именно такая точка зрения полностью одобряется и устроителями свадеб. Действительно, свадьбы сама по себе событие очень яркое и эмоциональное, кажется, достаточно только правильно выбрать момент для съемки, и нет необходимости режиссировать каждый кадр.

Этому, в общем-то, верному рассуждению есть только одно возражение. Главная проблема заключается в том, что фон для съемок на свадьбе, чаще всего оставляет желать лучшего. Даже если опытный фотограф до минимума уменьшит глубину резкости, неприглядный, зачастую, фон полностью никуда не денется.

Хорошо, когда все действие происходит в красивых местах: когда фоном выступает ухоженный парк, красочно оформленный зал или пляж, половина успеха фотосессии, можно считать, уже обеспечена.

Если же мы оглянемся вокруг и вспомним, как выглядят наши подъезды, дворы, парки, то поймем, что рассчитывать на красивые фоны не приходится. Если даже обстановка дворца бракосочетаний или ресторана производит впечатление замусоренности и убогости, то придется признать, что репортажная съемка в наших условиях должна занимать не самое главное место.

Свадебный фотограф Андрей Колосов «Мастер-Фильм»Именно поэтому фотограф обязательно должен заранее обратить внимание на окружение и подобрать самые лучшие места для будущей съемки. Если это дом – то выбрать самую ровную стенку, если это парк – то самый яркий и зеленый уголок. При планировании съемки в ресторане, надо выбрать ракурсы, в которых не попадутся облезлые двери или потертая барная стойка. И все это фотограф должен не только учесть и запланировать, но и не забыть во время самой съемки.

Важно не забывать еще и о непредсказуемости нашей погоды, чтобы приготовить несколько запасных вариантов на случай проливного дождя или продолжающегося глобального потепления, чтобы внезапно пожелтевшая или превратившаяся в болотце полянка не застала вас врасплох. В таких случаях всегда поможет запасной вариант. Как и советы опытных фотографов.

Свадебная фотосъемка уникальна, ведь свадьбу нельзя переиграть, поэтому фотограф не имеет права на ошибку. Естественно, существует множество секретов и хитростей, которые знакомы каждому профессионалу, но настоящий профессионализм заключается в успешном применении всего своего накопленного опыты и всех своих хитростей, чтобы сделать всего несколько кадров в нужном месте и в нужное время. Причем, эти кадры должны в полной мере отразить всю торжественность и уникальность момента, стать не только фотографией на память, но и настоящим произведением искусства.

Свадебный фотограф Андрей Колосов «Мастер-Фильм»Один из главных секретов – правильный выбор ракурса. Удачный ракурс – залог успеха кадра. Согласитесь, правильный выбор точки съемки – это уже основа будущей композиции, наличие определенных изобразительных ассоциаций, которые не только подчеркивают эмоции героев, но и выделяют их из фона, превращают нейтральное окружение в активных действующих, пусть и второстепенных, лиц. Например, нижняя точка съемки помогает передать чувства героев, торжественность ситуации. Верхняя хорошо передает размышление, задумчивость. Поэтому можно сказать, что ракурс – пространственная ориентация – это не только способ композиции, но и прием, помогающий героям показать свои эмоции и характеры, возможность подчеркнуть важнейшие моменты свадьбы.

Панорама – еще один важный способ съемки – позволяет полностью показать объект съемки с его окружением, целиком отражает эмоции молодоженов и гостей свадьбы. Панорама определяется текущей ситуацией, необходимостью отразить основную мысль эпизода. С ее помощью можно проследить и хронологию момента. Таким образом, сначала определяется основная мысль, требующая выражения, затем – внутрикадровое содержание панорамного плана, а уже в самом конце – технические параметры, которые и формируют панораму.

Следующий прием – наезд. Это специфический монтажный метод, суть которого заключается в том, что оператор производит постепенный переход от общего плана к крупному. Документальность обеспечивается непрерывностью кадра, отсутствием монтажной склейки. Это придает съемке, как видео, так и фото, эмоциональность и жизненную достоверность. Главное преимущество приема в том, что оператор с его помощью в состоянии точно передать момент физического перемещения. В качестве завершения съемки эпизода часто используется отъезд – метод, если можно так сказать, совершенно противоположный наезду. Оператор, а вместе с ним и зритель, удаляется от кульминации и приближается к заключительному, часто яркому финалу.

Последний прием, о котором мы хотели бы упомянуть, это проезд камеры. В этом случае камера становится действующим лицом и плавно перемещается среди гостей. При этом очень важна профессиональная техника – нужно правильно работать диафрагмой, вовремя переводить фокус, использовать и другие приемы - устраивать наезды и отъезды, использовать панорамы. Гости могут не обращать внимания на камеру, а могут активно общаться с ней – разговаривать, чокаться, даже обниматься, что только добавляет живости съемке. Такой прием позволяет не только показать торжество изнутри, но и дает зрителям в будущем возможность буквально окунуться в самую середину праздника.

О конкретном использовании аппаратуры речь сейчас не идет, специалист должен знать свои инструменты в совершенстве, а вот о необходимости творчески применять их во время работы сказать не помешает. Именно это и помогает достичь настоящих вершин современного фотоискусства.

Разговор у нас идет о профессиональной фотосъемке. Любители, при всем нашем уважении, должны оставаться на своем месте – на прогулке, на семейном торжестве, в школьном классе, на маленькой вечеринке. Свадьба – событие уникальное, пожалуй, даже одно из важнейших событий вашей жизни, и доверять любителю производить фотосъемку свадебного торжества – это, мягко скажем, необдуманно. Так же, как и экономить на фотосъемке такого события.

Свадебный фотограф Андрей Колосов «Мастер-Фильм»Мы хотим поговорить о качественных, романтичных, оригинальных, да и просто красивых свадебных фотографиях. Ведь именно такие фотографии хотим мы увидеть в итоге? Первое правило, которое поможет вам получить шикарный фотоальбом, заключается в правильном выборе. Свадьбу нельзя повторить, нельзя исправить неудачный кадр, поэтому приглашать на нее стоит лучшего фотографа, которого вы можете себе позволить. Важно обращать внимание не только на стоимость услуг специалиста, но и на качество его работы. Дело не только в профессиональной аппаратуре, но и в опыте. Только настоящий профессионал, особенно специализирующийся на свадебных съемках, сможет выбрать нужные моменты и снять их наилучшим образом, используя все технические возможности своей аппаратуры. При необходимости фотограф может работать сразу с несколькими камерами, использовать видеоаппаратуру, чтобы сделать видеофильм о первых минутах молодой семьи.

Если говорить коротко, то профессиональная фотосъемка – это совокупность технических средств и художественных приемов, использованных для создания законченного художественного произведения, будь то фотоальбом или видеофильм. Обязательно наличие вступления, завязки, кульминации и развязки. Несмотря на обилие этапов и общий большой объем работы, результат не должен оказаться затянутым. Отсутствие лишнего – еще один признак профессиональной работы. Стоит ли сомневаться, что главный залог успеха – это выбор молодоженами или организаторами свадебного торжества настоящего профессионала фотографа.

Хороший фотохудожник всегда работает в собственном неповторимом стиле. Один предпочитает классику и превращает свадьбу в романтическую фотосессию. В его интерпретации молодожены предстают перед нами прекрасной принцессой с отважным принцем. Другой может обожать модерн или работать в техностиле. Но в любом стиле фотографы будут использовать стандартные виды съемки: репортажную, композиционную, постановочную. После самих съемок фотограф продолжит обработку полученного материала, он занимается монтажом и цифровой обработкой изображений.

Стоит сказать и о стилистике профессиональной съемки, о таких стилях, как авторская съемка, фотопублицистика, документализм. Фотодокументалистика призвана точно передать все детали события. Публицистика раскрывает атмосферу праздника, радость и счастье, которыми она пронизана. Авторская же съемка, как легко понять, предназначена для полного отражения фантазии и видения самого автора. Говорить о том, что лучше или хуже, не приходится, а вот обсудить с мастером детали заранее нужно обязательно.

Свадебный фотограф Андрей Колосов «Мастер-Фильм»При этом надо хорошо понимать, что отличаются не только методы и приемы съемки. Существенно отличаются и жанры фотографий. Портреты показывают чувства и переживания человека, являются своеобразным окошком в его внутренний мир в момент съемки. Чтобы добиться оптимального результата при композиционной съемке, фотограф должен подобрать удачный фон, поставить или выбрать правильное освещение, подобрать точку съемки, ракурс, выигрышную позу. Только настоящему профессионалу под силу оживить композиционный постановочный снимок или снять самый нужный момент в таком виде, чтобы он превратился из обычной констатации факта в художественное произведение. При этом нельзя забывать и о том, что фотография должна не только правдиво передавать действительность, но и быть образной, обстоятельной, символичной.

Именно поэтому качественно справиться со свадебной фотографией может только настоящий профессионал. И только ему можно доверить создание свадебного фотоальбома, если вы хотите, чтобы он всегда был украшением вашей гостиной и обращал на себя постоянный интерес гостей, а не пылился на дальней полке шкафа.

При этом очень интересно подумать о самой традиции проводить фотосъемку свадьбы от начала до конца. Удивляться нечему, память человека не в состоянии запомнить все, так, чтобы вернуться воспоминаниями к любимому моменту. В этом случае фотографии являются той основой, которая служит для воспоминания о свадьбе. А именно свадьба часто является тем моментом, о котором хочется вспоминать с годами все чаще и чаще.

Естественно, хочется, чтобы эта основа была еще и выполнена на высоком художественном уровне. Для этого молодожены обращаются к специалистам. Естественно, чем выше уровень свадебного фотографа, тем более качественные фотографии будут напоминать вам о бракосочетании. Хороший свадебный фотограф – это настоящий универсал. Он должен уметь снимать портреты и натюрморты, композиционные снимки, вести репортажную и постановочную съемку. Словом, он должен уметь остановить, как говорил классик, мгновенье в тот момент, когда оно наиболее прекрасно. Особенно на свадьбе, где это мгновение еще и неповторимо. Можно уговорить жениха одеть тот же костюм, а невесту сделать ту же прическу, но уже не удастся собрать всех гостей, невозможно заново пройти процедуру регистрации, да и просто солнце в другой день будет светить по другому, а облака из высоких куч лебяжьего пуха превратятся в сероватые ватные комки. Словом, съемка свадьбы требует к рутинной работе добавить умение и опыт, умноженные на чувство прекрасного, и умение заранее просчитать ситуации и предвидеть самые удачные ракурсы и точки съемки.

Исходя из уже сказанного, cнова повторимся, что приглашать на свадьбу фотографа-любителя нельзя. Но даже настоящему профи необходимо заранее, еще на этапе подготовки к свадебному торжеству уточнить у молодых или тамады, в какой форме будет проходить бракосочетание.

То, что для вас кажется естественным, для фотографа может оказаться неожиданностью, к которой он окажется не готов. Одно дело, если свадьба проходит традиционно, с выкупом невесты, торжественным выездом в ЗАГС, прогулкой по городу с торжественным вечером. Совсем другое – когда прогулка превращается в поездку за город, в парк, в лес, к реке, когда вместо ресторана заказана вечерняя открытая веранда. Мы не будем говорить сейчас о тех, кто проводит свадьбу на мотоциклах, в аквалангах и с парашютом. Как раз они, обычно, не забывают предупредить фотографа, что работать придется в необычной обстановке. Но и в обычных условиях фотограф должен, как минимум, знать расписание своей работы, особенно, если он нанят для работы по часам.

Естественно, для достижения наилучшего эффекта, стоит заранее подготовить и молодых. Фотограф на свадьбу, даже настоящий профессионал, не в состоянии сделать хорошие снимки в условиях, когда молодые и гости ведут себя скованно, чувствуют себя неуверенно во время съемки. Чтобы этого избежать, следует провести с молодыми предварительную работу. Часто, после просмотра портфолио фотографа, молодые смущенно заявляют, что работы им нравятся, и подобный результат является вершиной их ожиданий. В таком случае фотограф просто обязан предупредить, что копировать уже готовые работы на новой свадьбе просто не получится. Свадебное торжество – это уникальное событие, так же, как и люди, на нем собравшиеся, от которых не в последнюю очередь зависит результат фотосъемки. Например, если планируется веселая, задорная свадьба, полная розыгрышей и приколов, то ожидать удачных кадров от попытки представить ее в виде романтических фотографий не приходится. Поэтому именно молодые должны заранее решить не только, как именно будет проходить их свадьба, но и как именно должны выглядеть их фотографии. К тому же, именно молодым придется быть главными героями фотосессии, значит им и придется решать, что именно придется выдержать для получения всего нескольких кадров. Ведь это жениху с невестой придется пробегать, если будет так задумано под струями фонтана или играть в снежки, синея на морозе.

Свадебный фотограф Андрей Колосов «Мастер-Фильм»Немаловажным условием хорошей фотосъемки является грамотное использование естественного и искусственного света. Профессионал сможет получить приемлемого качества фотографии почти в любых условиях. На деле же, для достижения максимально качественного результата, фотограф часто обращается к помощи ассистента по технике и освещению. Иногда достаточно одной вспышки, иногда нужно использование дополнительной световой и отражающей аппаратуры. В некоторых, особо сложных случаях, фотограф прибегает к использованию вспышки, отражателей, софитов, видеосвета. Необходимым это может быть, например, при съемке ночью на улице, когда освещения практически нет, а использование локальной вспышки поможет только в очень ограниченном пространстве.

Техника использования видеосвета имеет свои особенности. Во-первых, нужен большой опыт, чтобы спрогнозировать результат применения столь разнопланового освещения, особенно, если один из его источников – рисующий. Поначалу много времени будет уходить на регулировку, но в дальнейшем процесс съемки пойдет быстрее. Видеосвет помогает фотографу изменять силу освещения, применять его можно как выборочно на объект съемки, оставляя фон затемненным, так и на окружение, для достижения особых эффектов для фотографии.

К плюсам видеосвета относится и теплота света, что нравится большинству фотографов, и хорошая работа не только в затемненных помещениях, но и на свету, с подчеркиванием объекта съемки. Все остальное зависит уже не от техники.

Как мы уже говорили, в числе составляющих успешной съемки, находятся: профессионализм фотографа, используемая им профессиональная техника, предварительная подготовка самого фотографа и гостей торжества.

Для нас свадебное торжество – это чаще повод погулять, недаром говорят, что свадьба без драки, что пельмень без мяса. К тому, что это мероприятие со своим сценарием, который определяет поведение гостей и молодоженов, мы еще просто не привыкли. Так же, как и к работе профессионального фотографа. Поэтому свадебный фотограф обречен в течение всей фотосессии находиться в моральном напряжении, он должен везде успеть, в любой момент оказаться в нужном месте, для получения лучшего снимка неповторимого момента. Поэтому фотограф должен заранее знать обо всех перемещениях свадебного кортежа и о предполагаемом сценарии торжества, чтобы успеть обдумать будущие снимки и подготовиться к ним.

Стоит сказать, что каждый профессиональный свадебный фотограф имеет свои предпочтения. У него есть излюбленные места с выигрышными ракурсами, удачные заготовки. Полученные в результате фотоснимки будут одними из самых удачных среди ваших фотографий, принесут много приятных минут в дальнейшем. Чаще всего это художественные фотопортреты жениха и невесты до церемонии, несколько снимков вместе с родителями и друзьями, собственно сам свадебный фоторепортаж – обмен кольцами, подписи в акте о регистрации брака, первый поцелуй, разрезание торта, первый бокал шампанского, игра с букетом невесты.

В дополнение к этому минимуму заранее надо определиться с другими популярными моментами: подготовка невесты и жениха, церемония выкупа или встречи молодых, если надо – венчание. Прогулка по городу, свадебный банкет также обычно становятся объектами съемки.

Все это не только должно быть оговорено заранее, но и должны быть продуманы запасные варианты. Прогулка, например, может сменить свой маршрут из-за плохой погоды или пробок. Иногда можно оставить машину ползти в пробке, а самим пешком отправиться до ближайшего парка или торгового центра. Они превосходно могут подойти в качестве антуража для съемки.

Именно так, проявляя смекалку в непредусмотренных случаях, можно превратить стандартную свадьбу в полный неординарностью и импровизации праздник.

Источник: Мастер-фильм - видеооператор на свадьбу
При цитировании ссылка на источник обязательна.